И все-таки, Лэй Шэнь велик.
Мне всегда казалось, что есть грань, за которой личность становится не просто человеком, а историей, легендой, эпохой, и тогда ее уже нельзя судить. Я не хочу сейчас касаться реальных исторических примеров и аналогий, у меня не слишком хорошо с историей, и не в них дело.
Я просто думаю, что мы сейчас все такие цивилизованные, образованные, умные, с изначально относительно устроенной жизнью и – ладно, тоже относительно – устоявшейся политической и мировой обстановкой просто вообще не можем понять. Андуин может сколько угодно сыпать красивыми словами Гневиону, что можно построить великую империю без крови. Да нельзя. В том мире, в котором они все живут – нельзя. Это другой этап развития, там люди на самом деле думают по-другому. Какбэ другой вопрос, что они должны эволюционировать… Но тот же Лэй Шэнь был еще и за много лет до.
В первобытной жестокость есть свое очарование. Я вот никак не могу сформулировать то, что хочу сказать))) Эта жестокость честная, она без ударов исподтишка и козней за спиной.
Хитрость это хорошо, дипломатия это здорово, но блин… Вместе с цивилизованным подходом всегда приходят лицемерие и фальшь. А когда ты доказываешь свое право с оружием в руках, ты доказываешь его честно. Как-то так.
Не знаю, вон тоже, про ацтеков недавно читала, и думала: ну блин, вроде дика и дремуча их эта вера. И вроде в голове не укладывается, как они не только пленников и врагов резали, но и сами на жертвенные алтари поднимались, по доброй воле. Но одновременно с этим – а ведь поднимались, и верили, что мир будет стоять только пока они своих богов кровью поят. И это… ну здорово же.
Есть нечто правильное в том, что нам, цивилизованным и образованным, кажется диким. Потому что мы все оттуда вышли.
Поэтому, наверное, я на той стороне, на которой я есть.
Ладно, я болтаю малосвязанную чепуху.
А вообще близзарды, давайте, я прямо жду аналогии. Готова делать ставки, кто ее первый озвучит.